Директива ЕС для механизмов 98/37/EG, вступившая в силу с 31.12.1994 г., определяет только нормативную базу глобальной безопасности. Каким образом должны быть реализованы требования по безопасности в каждом конкретном случае, определено в стандартах, которые разработаны, например, европейским комитетом по электротехнической стандартизации (CENELEC) на основании международных норм.
Категория |
Сокращенное изложение требований |
Поведение системы |
---|---|---|
B |
Части систем машинного управления и/или их защитных устройств, а также их конструктивные элементы, имеющие отношение к обеспечению безопасности, должны конструироваться, выбираться, компоноваться и комбинироваться в соответствии с уровнем развития техники таким образом, чтобы они могли противостоять ожидаемым влияниям. |
Возникновение сбоя может привести к потере функции безопасности. Некоторые сбои остаются нераспознанными. |
1 |
Должны выполняться требования категории B. Применение конструктивных элементов и принципов, проверенных с точки зрения техники безопасности. |
Как описано для категории B, но с более высокой надежностью элементов, имеющих отношение к обеспечению безопасности. |
2 |
Должны выполняться требования категории B с применением принципов, проверенных с точки зрения техники безопасности. Функции безопасности должны проверяться через определенные промежутки времени системой машинного управления. Примечание: применимость определяется приложением и типом машины. |
Возникновение сбоя может привести к потере функции безопасности в период между проверками. Сбой распознается при проверке. |
3 |
Обязательно выполнение требований категории B и применение принципов, проверенных с точки зрения техники безопасности. Системы управления должны конструироваться таким образом, чтобы: a) отдельный сбой в системах управления не приводил к потере функции (−ий) безопасности и b) по мере возможности, отдельный сбой определялся подходящими средствами, соответствующими уровню техники. |
При возникновении отдельного сбоя, функция безопасности всегда сохраняется. Распознаются некоторые, но не все сбои. Накопление нераспознанных сбоев может привести к потере функции безопасности. |
4 |
Обязательно выполнение требований категории B и применение принципов, проверенных с точки зрения техники безопасности. Системы управления должны конструироваться таким образом, чтобы: a) отдельный сбой в системах управления не приводил к потере функции (−ий) безопасности и b) по мере возможности, отдельный сбой определялся подходящими средствами, соответствующими уровню техники или c) если b) реализовать невозможно, то накопление нераспознанных сбоев не приведет к потере функции безопасности. |
При возникновении сбоев функция безопасности всегда сохраняется. Сбои распознаются своевременно, чтобы предотвратить потерю функции безопасности. |
Ответственность за правильную оценку риска возлагается на проектировщиков и эксплуатационников.
Количественный учет риска является сложной задачей, так что при выборе категории приемлемый риск может быть определен только в пределах достаточно большого диапазона.
Это становится очевидным, если, например, на графе рисков (смотри рисунок) для параметра риска „F − повторяемость и продолжительность пребывания“ вместо „F1 − от редко до иногда“, выбрать „F2 − от часто до продолжительно“.
Между оценками „иногда“ и „часто“ может при определенных обстоятельствах находиться весь диапазон категорий безопасности.