Предписания

Директива ЕС для механизмов 98/37/EG, вступившая в силу с 31.12.1994 г., определяет только нормативную базу глобальной безопасности. Каким образом должны быть реализованы требования по безопасности в каждом конкретном случае, определено в стандартах, которые разработаны, например, европейским комитетом по электротехнической стандартизации (CENELEC) на основании международных норм. 

Важнейшие стандарты

 

Категория частей систем управления, имеющих отношение к безопасности в соответствии с CEN/TC 114 DIN EN 954-1

Категория

Сокращенное изложение требований

Поведение системы

B

Части систем машинного управления и/или их защитных устройств, а также их конструктивные элементы, имеющие отношение к обеспечению безопасности, должны конструироваться, выбираться, компоноваться и комбинироваться в соответствии с уровнем развития техники таким образом, чтобы они могли противостоять ожидаемым влияниям.

Возникновение сбоя может привести к потере функции безопасности. 

Некоторые сбои остаются нераспознанными.

1

Должны выполняться требования категории B. Применение конструктивных элементов и принципов, проверенных с точки зрения техники безопасности.

Как описано для категории B, но с более высокой надежностью элементов, имеющих отношение к обеспечению безопасности.

2

Должны выполняться требования категории B с применением принципов, проверенных с точки зрения техники безопасности.

Функции безопасности должны проверяться через определенные промежутки времени системой машинного управления. 

Примечание: применимость определяется приложением и типом машины.

Возникновение сбоя может привести к потере функции безопасности в период между проверками.

Сбой распознается при проверке.

3

Обязательно выполнение требований категории B и применение принципов, проверенных с точки зрения техники безопасности. Системы управления должны конструироваться таким образом, чтобы:

a) отдельный сбой в системах управления не приводил к потере функции (−ий) безопасности и

b) по мере возможности, отдельный сбой определялся подходящими средствами, соответствующими уровню техники.

При возникновении отдельного сбоя, функция безопасности всегда сохраняется.

Распознаются некоторые, но не все сбои.

Накопление нераспознанных сбоев может привести к потере функции безопасности.

4

Обязательно выполнение требований категории B и применение принципов, проверенных с точки зрения техники безопасности. Системы управления должны конструироваться таким образом, чтобы:

a) отдельный сбой в системах управления не приводил к потере функции (−ий) безопасности и

b) по мере возможности, отдельный сбой определялся подходящими средствами, соответствующими уровню техники или

c) если b) реализовать невозможно, то накопление нераспознанных сбоев не приведет к потере функции безопасности.

При возникновении сбоев функция безопасности всегда сохраняется.

Сбои распознаются своевременно, чтобы предотвратить потерю функции безопасности.


 

Сфера действия

 

Оценка риска и выбор соответствующей категории

Ответственность за правильную оценку риска возлагается на проектировщиков и эксплуатационников.

Количественный учет риска является сложной задачей, так что при выборе категории приемлемый риск может быть определен только в пределах достаточно большого диапазона.

Это становится очевидным, если, например, на графе рисков (смотри рисунок) для параметра риска „F − повторяемость и продолжительность пребывания“ вместо „F1 − от редко до иногда“, выбрать „F2 − от часто до продолжительно“.

Между оценками „иногда“ и „часто“ может при определенных обстоятельствах находиться весь диапазон категорий безопасности.